середа , 26 Липень 2017
Кафедра менеджменту
НТУУ "КПІ ім. Ігоря Сікорського"

На користь аспірантам

«Представление диссертационных исследований: из опыта экспертного оценивания»
Жиляєв Ігор Борисович
Д.е.н., професор кафедри менеджменту НТУУ “КПІ”

1. С чего начать экспертизу?
Для эксперта и диссертанта полезным может быть использование логической схемы анализа диссертаций на предмет методологической целостности, предложенной профессором Ашеровым Акивой Товиевичем.
Подготовка проекта отзыва на диссертацию по этой схеме позволяет: 1) избавить эксперта от необходимости вести неинтересные научные раскопки; 2) сформировать представление о подготовленности диссертанта: подготовленный принесёт отзыв через 3-4 дня, слабо подготовленный – через 3-4 недели, а некоторые исчезают надолго, что тоже неплохо; 3) необходимость ответить в отзыве на конкретные вопросы заставит диссертанта ещё раз (а может быть, в первый раз!) ОСМЫСЛИТЬ и структурировать результаты своего многолетнего труда.

Логическая схема Ашерова
• Шаг 1. Анализ связи «цель – задачи». Задачи исследования должны полностью охватывать (реализовывать) цель.
• Шаг 2. Анализ связи «задачи – разделы». Каждая заявленная задача должна быть в каком-то разделе сформулирована и решена.
• Шаг 3. Анализ связи «разделы – результаты». Результаты, выносимые на защиту, должны быть: а) перечислены на схеме и в тексте диссертации; б) соотнесены с разделами диссертации (их можно явно найти) и, самое главное, в) должны быть сформулированы в выводах по разделам.
Примечание: Правильно построенный первый раздел, как правило, не должен содержать научных результатов, выносимых на защиту; результаты первого раздела обеспечивают актуальность и, частично, достоверность будущих научных результатов (поэтому нет стрелки от «Раздела 1» к «Результату»)
• Шаг 4. Анализ связи «результаты – труды». Из названия и содержания трудов в списке опубликованных работ должно быть видно содержание результата, выносимого на защиту.
Внимание: все результаты должны были опубликованы.
• Шаг 5. Анализ связи «результаты – новизна». В отношении каждого результата должна быть указана его новизна. Пунктов новизны может быть больше, чем заявленных результатов.
Примечание: на схеме имеются 3 результата и 4 пункта новизны.
• Шаг 6. Анализ связей «выводы — задачи, выводы – результаты». В выводах должно быть описано: а) решение каждой задачи; б) суть каждого научного результата, выносимого на защиту.
Примечание: на схеме 5 выводов; для каждого вывода указана задача, решению которой он посвящен (сокращение – З.), и научный результат (сокращение – Рез.), излагаемый в этом выводе.

2. Ключевой компонент экспертизы: новизна
Требования:
• Кандидатская диссертация должна содержать новые научно обоснованные результаты проведенных лично соискателем исследований, которые развязывают конкретное научное задание, имеющее существенное значение для определенной отрасли науки [1].
• Основные научные результаты диссертации должны отражать личный вклад соискателя в их достижение и обязательно быть опубликованы [1].
Анализ экономических работ 2003 года показал, что только одна из пяти определяет новизну соответствии с квалификационными характеристиками ВАК.
В России (1994-1998 гг.) юридические науки – около 14%.

Квалификационные характеристики научной новизны :
• Приводится короткая аннотация новых научных положений (решений), предложенных соискателем лично. Указывается отличие полученных результатов от известных ранее, описывается степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, получило дальнейшее развитие).
• Каждое научное положение четко формулируют, выделяя его основную сущность и сосредоточивая особое внимание на уровне достигнутой при этом новизны. Сформулированное должно читаться и восприниматься легко и однозначно (без нагромождения мелких и затемняющих его суть деталей и уточнений). Нельзя излагать научные положения в виде аннотации, когда просто констатируют, что сделано, а сущность и новизну положения из написанного выявить невозможно. Представление научных положений в виде аннотации – наиболее распространенная ошибка соискателей.
• Нельзя включать описание новых прикладных (практических) результатов, полученных в виде способов, устройств, методик, схем, алгоритмов и т.п. Всегда размежевывать полученные научные положения и новые прикладные результаты, вытекающие из теоретических результатов.
• Все научные положения с учетом достигнутого ими уровня новизны являются теоретической основой разрешения в диссертации научной задачи.
Наказ ВАК від 21.03.1997 р. № 121

Некоторые элементы новизны
В экономических работах чаще всего выдвигаются три типа предложений: модели (механизмы), методики (технологии) и концепции. Каждая из названных разновидностей авторских решений может быть охарактеризована определенными, лишь ей присущими признаками новизны.
Как показывает анализ формул новизны защищенных кандидатских и докторских диссертаций в области экономики, в числе выдвигаемых на новизну результатов исследования соискатели ученых степеней указывают либо цели, либо новый положительный эффект, в то время как нужно охарактеризовать признаки, обеспечившие достижение этих целей и положительного эффекта.

• Пример: в разделе научной новизны автореферата докторской диссертации соискатель формулирует: «модифицирована концепция экономической флуктуации и разработана модель развития регионального хозяйственного комплекса по бифуркационному потенциалу, учитывающая структурную неравномерность регионального развития, потенциал и скорость изменений воспроизводственных пропорций».
• Критика: В одной фразе задействовано сразу два типа предложений: концепция и модель. Недостаток данного обоснования новизны состоит, прежде всего, в том, что не представлены ни новые признаки концепции, ни новые признаки модели, отличающие их от уже известных. Вместо этого дана реклама в виде характеристики (обозначения) положительного эффекта: «учитывающая структурную неравномерность регионального развития, потенциал и скорость изменений воспроизводственных пропорций». Было бы уместно указать новые признаки, позволяющие «учитывать неравномерность, потенциал и скорость…».

Размышления: анализировать не только нормативы и удачные решения проблем, а и неудачные (Г.М. Добров. Капутология)

В докторской диссертации «Методология выявления резервов экономического развития и формирование внутренних инвестиционных ресурсов предприятия» приводятся следующие формулы новизны: «предложены концепции, механизмы и технологии выявления резервов и формирования внутренних инвестиционных ресурсов предприятия», «сформулирована экономическая категория резервов экономического развития». Это – реклама без раскрытия сути и новизны сделанного автором. Следующему исследователю будет неясно, какие отличительные признаки характеризуют данную авторскую концепцию, какие разработаны механизмы и чем они отличаются от уже существовавших, что нового внесено в технологии, чем отличается формулировка экономической категории «резервы экономического развития» от аналогичных понятий.

Элементы экономических решений: модель, методика, концепция: 1) модель (механизм)
Новизну модели (механизма) характеризуют следующие признаки (в отдельности или в сочетании):
1.1. Блоки и их элементы, из которых состоит модель (механизм). Эта группа признаков самая важная, т. к. без них невозможно представить себе модель. Чем больше в объекте принципиально новых блоков и их элементов, тем больше предпосылок выявления существенной новизны.
Пример 1. Предложена модель технопаркового развития системы инновационного обеспечения регионального аграрного образования и информационно-консультационного сельскохозяйственного сервиса, отличающаяся введением механизма саморазвития, позволяющего функционировать, прогрессивно развиваться в условиях недостаточности или отсутствия бюджетного или аналогичного внешнего финансирования. Здесь в качестве нового вклада в известную модель вводится новый блок (элемент) – механизм саморазвития, который и позволяет обеспечить новый положительный эффект, т.е. прогрессивное развитие в условиях недостаточности бюджетного финансирования.
Пример 2. Разработана модель урожайности зерновых и зернобобовых культур, в качестве отличительной особенности которой является введение в ее состав природно-климатических факторов. В этой формуле новизны в известную модель вводится новый элемент, при этом положительный эффект не показывается (должен быть в диссертации).

1.2. Взаимосвязь блоков и элементов модели (механизма). Эти признаки позволяют получить представление о конструктивной схеме модели, т. к. перечисление блоков и деталей – это лишь набор элементов, из которых состоит объект, выносимый в качестве нового. Отражая связи между элементами, можно воссоздать предлагаемый механизм точно так же, как из набора отдельных строительных деталей путем подбора определенных взаимосвязей создается то или иное сооружение. Связи могут быть известными, могут быть новыми. Новизна взаимосвязей блоков и элементов при наличии нового положительного эффекта способствует констатации новизны диссертации.

Пример 3. В работе предлагается формула: разработана экономико-математическая модель рынка труда, отличающаяся динамизацией нелинейной зависимости между показателями, характеризующими уровень безработицы и заработной платы за счет включения в нее параметров эластичности, что позволило рассмотреть поведенческие свойства рынка труда в зависимости от складывающейся экономической ситуации.

Критика: В данной формуле новизны известная модель обременена связью – динамизацией… за счет включения параметров эластичности. Здесь построение спорное. С одной стороны признак методики (способа) – динамизация. С другой стороны, эта динамизация обеспечена включением параметров эластичности – либо связью, либо особенностью исполнения модели. Новый положительный эффект от такого построения модели – определение поведенческого свойства рынка.

1.3. Особенности исполнения блоков и элементов. Можно встретить модели (механизмы) с одинаковыми блоками и элементами. Однако, они не всегда идентичны, поскольку одни и те же блоки и их элементы могут иметь свои конструктивные особенности. В экономических диссертациях чаще всего есть намеки на какие-то особенности исполнения без раскрытия этих особенностей, хотя раскрытие особенностей конструктивного исполнения предложенной авторской модели может являться признаком новизны.
Пример 4. Предложена модель модификации тарифной сетки, отличие которой состоит в расширении диапазона тарифного коэффициента до 6,3. В данном построении заявляется в качестве новой особенность построения модели тарифной сетки – расширенный диапазон тарифного коэффициента до 6,3.

1.4. Соотношение размеров блоков и элементов. Новое значение, либо соотношение размеров, объемов, обеспечивающее новый эффект, также могут быть предметом новизны.
Пример 5: предложена модель выставочного комплекса, отличительная особенность которого в том, что минимальный размер реализуемой клиентам площади выставочных услуг не может быть менее 1000 квадратных метров. В приведенной формуле новизны модели дается нижняя граница коммерческой площади выставочного комплекса. Положительный эффект такого ограничения состоит в том, что 1000 квадратных метров – это точка безубыточности выставочного комплекса.

1.5. Применение по новому назначению. Известные механизмы могут найти новое применение, не вытекающее из своего широко известного первоначального назначения.

Методика (практика)
В отличие от модели (устройства, структуры) методика является способом осуществления каких-либо действий, являя собой некий технологический процесс, характеризуемый следующими новыми признаками
2.1. Действия и операции, из которых состоит методика. Можно ввести в известную методику новые операции, обеспечивающие положительный эффект, либо предложить новую совокупность операций.

Пример 7: предложена методика расчета резервов повышения эффективности производства зерна, отличающаяся введением комплексного поэтапного эко¬номического анализа, учитывающего особенности сельскохозяйственного производства. В данном примере суть предлагаемой методики состоит во введении нового действия – комплексного анализа. Новый положительный эффект этого нововведения – в возможности учета отраслевых особенностей

2.2. Последовательность действий. Последовательность действий часто определяет функциональность методического процесса, ибо изменение последовательности действий может повлечь за собой новый положительный эффект, а может привести к тому, что процесс вообще невозможно будет осуществить.

Пример 8. Предложена методика распределения стимулирующей части фонда финансовой поддержки, отличительная особенность которой состоит в последовательности действий, при которой сначала осуществляется выбор быстродействующих алгоритмов при дискредитации допустимого множества, затем осуществляется фильтрация дискретизированного множества и обеспечение эффективного по Парето и устойчивого по Нэшу оптимального решения, направленного на повышение уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Заявленная соискателем новизна методики в том, что сначала осуществляется один технологический прием (выбор быстродействующих алгоритмов), затем другой прием (фильтрация).

2.3.Режим проведения действий, операций. В методике могут быть заданы условия и режимы осуществления действий, которые являются новыми и обеспечивают достижение заявляемых целей и положительного эффекта.

Пример 9: предлагается формула модели свеклосемяводческого хозяйства, отличающаяся 15-процентным насыщением севооборота свекловичных культур. Здесь в качестве нового заявляется режим осуществления действий – пятнадцатипроцентное насыщение севооборота.

2.4. Материалы, вещества, условия, механизмы, инструменты и приспособления, участвующие в технологическом процессе.

Пример 10. Предложена методика регионального бюджета для стратегического планирования, отличительной особенностью которой является использование инструмента имитационного моделирования.

Концепция
Признаки концепции схожи с признаками методики, но обладают большей абстрактностью.
3.1. Отказ от одних взглядов и поворот к иной точке зрения.

Пример 11: новизна сформулирована так: «разработаны методологические основы и концепция развития инфраструктуры инновационной поддержки аграрного образования. В отличие от традиционных подходов указанную инфраструктуру предлагается формировать не вокруг производств или на базе производственных структур, как это делается сейчас, а вокруг университетов». Здесь в качестве нового заявляется отказ от традиционного взгляда и поворот к новому, на базе которого будут формироваться иные структурные построения.

3.2. Развитие известных, либо формулирование новых, пионерных взглядов.

Пример 12: разработана концепция развития экономического потенциала, описывающая задачи и цели развития, отличие которой в базировании на использовании тенденций эволюционирования организации во внешней среде как основы для создания предпосылок для стабильного функционирования промышленного предприятия за счет его адаптивного развития. В данной формулировке новизны известные признаки указываются до слова «отличие», а новые признаки после этого слова.

В экономических диссертациях наряду с типовыми встречаются формулы новизны следующих объектов авторской защиты: классификации, критерии оценок, оценки, понятия, группировки, принципы, категории, показатели, обоснования, факторы, особенности, тенденции, подходы, уточнения сущности или содержания, меры и другие.
Формулы новизны всех этих объектов также базируются на вышеизложенных признаках и принципах характеристики новизны. Главный принцип – не декларировать о внесении чего-то нового (классификация, принципы, тенденции и т.д.), а показать конкретно, что нового внесено в классификацию, какие выявлены новые принципы и тенденции.

Категории
Пример 13: … определены сущность и раскрыто новое содержание категории «инновация», которое в отличие от известных толкует ее как обеспечивающий создание конкурентных преимуществ техническое, организационно-управленческое или социальное решение проблемы, а также категории «инновационное обеспечение» как совокупности проводимых в практику прогрессивных инноваций, обеспечивающих конкурентоспособное социальное и кадровое развитие территории. В данной формуле новизны показывается неизвестное в литературе уточнение сущности известной экономической категории – решение, обеспечивающее создание конкурентных преимуществ.

Пример 14 формулы новизны на уточнение категории: …уточнено понятие категории «резервы», отличающееся от известных тем, что резервы рассматриваются не как потери или запасы, а как неиспользованные возможности роста эффективности производства.

Оценка

Пример 14: проведена оценка состояния кадрового обеспечения регионального АПК по уровням профессиональной подготовки, включая начальную, что позволило сделать вывод о серьезном отставании профессиональной подготовки сельскохозяйственных кадров, недооценке в регионе проблем профессионального образования в аграрной кадровой политике, причинах низкой закрепляемости выпускников аграрных образовательных учреждений, несоответствия качества подготовки специалистов современным требованиям.

Автором диссертации в качестве нового заявляется конкретный вывод по результатам анализа, т.е. вывод о серьезном отставании…

Методический подход
Пример 15: разработан методический подход к формированию стратегии развития экономического потенциала предприятия, отличительная черта которого состоит в проведении диагностики и обосновании приоритетности на основе метода нечеткого моделирования.

Здесь соискатель, по сути, уточняет методику формирования стратегии, дополняя ее новым, на его взгляд, действием – проведением диагностики на основе метода нечеткого моделирования. Данная формула новизны характерна для методики (способа), признаки новизны которой показаны выше.

Классификация
Пример 16: разработана классификация резервов, отличительной особенностью которой является введение классификационного признака «по технологиче¬ским операциям» и углубление признака «по масштабу возникновения»; разработан метод оценки конкурентоспособности экономического потенциала предприятия, базирующийся в отличие от известных подходов на критериях, характеризующих потенциал предприятия в соответствии с этапами жизненного цикла.
Формула новизны здесь аналогична методике.

Некоторые общие замечания
1. Диссертант «пропустил» положения новизны. Некоторые считают, что их рассматривать не стоит, поскольку автор посчитал их несущественными.
2. Тема и новизна должны совпадать: Все выносимые на защиту положения должны «укладываться» в тему работы. Однако, часто выносимые на защиту положения выходят за рамки работы либо полностью либо частично (1 из 5). Хотя это и свидетельствует о неправильном выборе темы, эти положения нужно анализировать.
3. Положения обладают новизной, достоверностью и оригинальностью не полностью, а частично – подлежит рассмотрению.
4. Публикация – требование относится к основным, выносимым на защиту результатам («основные» и «второстепенные» – последние могут быть не опубликованы). Некоторые считают, что не менее половины выносимых на защиту положений должно быть опубликовано.

• Если новизна четко определена, в тексте (указаны стр.) понятно, как получены результаты, проблем с оценкой новизны обычно не возникает.
• Должен быть четко определен результат – некоторое положение, выявленное в результате исследования. Как минимум в качестве научного результата можно рассматривать метод, с помощью которого были получены результаты.
• Главное – не количество пунктов 4-5-6…, а аргументированное обоснование новых идей, разработанных диссертантом.